Ассамблея народа Казахстана

1035

Калмыков Сергей Иванович

Годы жизни: (1891 –1967 гг.)

    «Сергей Калмыков всегда новый! Он ищет себя в Природе, в Математических Сцеплениях Точек, Линий и Туманностей! В Астрономических Звездных сочетаниях ищет Оправдания Своим фантазиям!»

    Советский казахстанский художник, иллюстратор, декоратор, писатель. Художник-авангардист, единственный из мастеров Серебряного века, доживший до конца шестидесятых годов. Произведения Калмыкова не имеют прямых аналогий в истории мирового искусства. В ходе своей творческой деятельности Калмыков выработал оригинальный стиль живописи, иногда именуемый «фантастическим экспрессионизмом». 

    Многим хорошо известна картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», но мало кому приходит в голову поинтересоваться, кем был изображенный на ней мальчик — ведь он кажется скорее мифологическим персонажем, чем реальным человеком. Тем не менее, известно не только имя мальчика — Сергей Калмыков, но и даже имя жеребца, которого как раз звали Мальчик. Сергей был учеником Кузьмы Сергеевича. 

    Калмыков в дневниках писал: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Да! В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной.» (Петров-Водкин, картина «Купание красных коней на закате солнца») 

     Воспоминания современников, мнения исследователей, высказывания учеников, потомков

    «В азиатской Алма-Ате, где художник прожил три десятилетия с лишком, вплоть до смерти в 1967 году, принято считать таких людей отмеченными перстом Божьим; и по этой причине к ним следует испытывать своего рода почтенье. К Калмыкову привыкли — к его самодельным брюкам с разноцветными штанинами, к его алому берету, к его фантастической кофте с привязанными к ней порожними, бренчащими при ходьбе консервными банками. С течением времени он сделался уникальной частью алма-атинского городского пейзажа, наподобие птички-колибри в сибирской тайге», - написал о художнике Давид Маркиш.

    А вот каким его увидел и запечатлел в романе «Факультет ненужных вещей» писатель Юрий Домбровский: «Солнце заходило. Художник спешил. На нем был огненный берет, синие штаны с лампасами и зеленая мантилья с бантами. На боку висел бубен, расшитый дымом и пламенем. Так он одевался не для себя и не для людей, а для космоса, Марса и Меркурия, ибо это был «гений 1 ранга Земли и всей Вселенной» — декоратор и исполнитель театра оперы и балета имени Абая — Сергей Иванович Калмыков, как он себя именовал».

     Уникальные случаи из жизни, связанные с Казахстаном, казахским народом

    Сергей Калмыков – художник, который создает свою модель мироздания, открывает ее тайны. Творчество Калмыкова – это удивительно красивое искусство. Он чувствовал гармонию и очарование каждого момента, уголка природы Казахстана, во всем присутствует его вдохновенное восхищение миром, он говорил, что это самое вихреобразное и чудесное времяпровождение – создавать произведения искусства: созерцать реальность, наблюдать мир и творить.

    Помимо картин он постоянно писал романы, притчи, афоризмы. Литературное творчество мастера было столь разнообразно. Наблюдательность и склонность к обобщениям позволили ему обогатить эту своеобразную «писательскую коллекцию» различными космогоническими описаниями и фантастическими проектами. В одном из его сборников все записи шли в строго алфавитном порядке.

    Так возникла Алфавитная книга, где каждая буква – рисунок, а каждая страница заключает в себе законченную композицию. Сохранились его рукописи, эссе, искусствоведческие сочинения, философские рассуждения и романы: «Голубиная книга», «Зеленая книга», «Фабрика бумов», «Лунный джаз» и другие.

    Словно факир, волшебник и маг он из обычных вещей легко мог создать настоящее чудо. Его декорации к спектаклям в театре имени Абая в Алма-Ате превращали обычное местное представление в необыкновенное по яркости шоу, поэтому не удивительно, что зрители всегда с нетерпением ждали появления его новых работ в театре. 

    Сергей Калмыков - художник планетарного масштаба.

    Калмыков оставил после себя свыше полутора тысяч работ (рисунки, графика, живопись): «Деревья» (1909 г.), «Красные кони» (1911 г.), «В цирке» (1924 г.), «Похищение Европы» (1928 г.), «Железнодорожная станция» (1930 г.), «Фантастический пейзаж с красными скалами» (1938 г.), «В парке» (1944 г.), «Фонари у театра» (1945 г.), «У садовой решетки» (1946 г.), «Ипподром» (1948 г.), «Уличный фонарь. Вечерний пейзаж» (1949 г.), «Водный бассейн» (1950 г.), «На молодежной спартакиаде» (1951 г.), «Ущелье по дороге в Медео» (1952 г.), «Серенада» (1959 г.), «Аллегория» (1964 г.) и другие. Выполнил графические серии «Величественные портреты», «Лунный джаз», «Прогулка в пустыне» (все - 1940-е) и многие другие.

    Сегодня в Государственном музее искусств им. А. Кастеева в Алма-Ате находится более 1 100 работ — крупнейшее из известных собраний. Несколько десятков работ находятся в коллекциях Русского музея в Санкт-Петербурге и в Пушкинском музее в Москве. Довольно значительное число работ также находится в частных коллекциях, как в самом Казахстане, так и в России, США и Европе.

    1.     Бучинская В.С. Сергей Калмыков – Алматы: Онер, 2005.

    2.     Смекалов И.В. Сергей Калмыков. Оренбургский период (1893–1937). – Оренбург: М.Ф. Коннов, 2012. – 256 с.

    3.     Архив Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Д. 23.

    4.     Государственный архив Республики Казахстан. Ф. 1758, оп. 1, ед. хр. 70.

    5.     Государственный архив Республики Казахстан. Ф. 1758, оп. 1, ед. хр. 93.

    6.     Научная библиотека Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

    7.     Смекалов И.В. Декоративное искусство и предметно пространственная среда. Вестник МГХПА. – М: МГХПА, 2014. – № 1. – С.168 – 175.

    8.     Смекалов И.В. Новые материалы к творческой биографии Сергея Калмыкова. Вестник ОГУ. – 2014. - №5 (166). - С.74-78.

    В 2001 году в ходе торжеств по случаю 110-ой годовщины рождения Сергея Калмыкова Государственный музей искусств им. А.Кастеева провел самую большую на сегодняшний день выставку работ художника.

    В различные годы также состоялись выставки работ Калмыкова в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пушкинском музее в Москве и некоторых частных галереях.

    В 2002 году Алекс Орлов, коллекционер российского происхождения из США, организовал Фонд Сергея Калмыкова, собрал около трехсот картин Калмыкова, попавших на Запад, а также опубликовал первое международное издание его работ.

    Израильский писатель Давид Маркиш посвятил Сергею Калмыкову роман «Белый круг».

    Юрий Домбровский описал Сергея Калмыкова в своём романе «Факультет ненужных вещей» (1978). 

    В 2017 году в честь художника назвали улицу в г. Алматы.


     

Возврат к списку