Ассамблея народа Казахстана

26 Ноября, 2020

1661

В следующем году исполнится 10 лет Закону «О медиации»

В столице прошло заседание республиканского Совета медиации в онлайн формате. В ходе мероприятия обсуждены актуальные вопросы дальнейшего развития института медиации в Казахстане, утвержден новый состав республиканского Совета медиации АНК и рассмотрено Положение Совета.

Заместитель председателя Комитета по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития РК Еркин Уйсимбаев поприветствовал участников заседания.

Директор РГУ «Қоғамдык келісім» Министерства информации и общественного развития Ербол Шауенов проинформировал о работе института медиации АНК и ее перспективах.

В свою очередь депутат Мажилиса Парламента РК, председатель республиканского Совета медиации Ассамблеи народа Казахстана Наринэ Микаелян более подробно остановилась на работе Совета.


В частности, она отметила, что «координация деятельности структур института медиации – непосредственная обязанность, возложенная на Ассамблею, которая на протяжении ряда лет является главным медиатором в сфере социально-общественных и межэтнических отношений в Казахстане».

По ее мнению, «Желание урегулировать спор, устранить недопонимание, препятствующее дальнейшему развитию, есть не что иное, как проявление открытости сознания. Готовность граждан к компромиссу в ходе решения любого конфликта становится показателем гражданской зрелости и ответственности, повышает уровень развития правовой культуры общества, обеспечивает общественную стабильность и устойчивость всей социальной структуры Казахстана».

Известно, что 28 января 2011 года принят Закон «О медиации», который стал знаковым событием для всей правовой системы Казахстана.

3 июля 2011 года Постановлением Правительства РК №770 утверждены Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов.

Таким образом, была сформирована определенная нормативно-правовая основа для внедрения и развития института медиации в нашей стране.

Далее Н. Микаелян отметила, что «Если говорить о социальной роли медиации, то нельзя не признать, что сама Ассамблея изначально выполняла и выполняет медиативные функции в сфере межэтнических отношений, примиряя «различные полюса национального сознания», выстраивая гармоничные отношения между этносами Казахстана, обеспечивая их интеграцию в единый народ. В данном контексте медиация, будучи механизмом для обоюдного разрешения споров и противоречий, выступает также и механизмом укрепления нашего единства.

Конечно, с учетом высокой специфики медиации в различных сферах гражданско-правовых отношений, требующих специальных знаний и навыков, Ассамблея не может охватить несвойственные ей функции медиации, предположим, по уголовным делам. Однако, сосредоточившись на развитии медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства, ассамблея тем не менее системно и последовательно продвигает идею популяризации института медиации в широких массах населения с использованием всех своих структур и площадок, в сотрудничестве с Верховным судом РК, министерствами юстиции, внутренних дел, Генеральной прокуратурой, учреждениями образования и здравоохранения, организациями медиаторов Казахстана», - заключила спикер.

Напомним, что 28 апреля 2018 года Главой государства были подписаны дополнения в Закон РК «Об Ассамблеи народа Казахстана», согласно которого в соответствии с подпунктом 14-1) статьи 6 Закона, Ассамблея народа Казахстана оказывает содействие развитию института медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства.

В настоящее время Ассамблея народа Казахстана проводит системную работу по формированию и развитию института общественных медиаторов и показывает определенные положительные результаты. В республике созданы 29 Советов медиации.

Республиканским Советом медиации АНК подписаны 9 (девять) меморандумов о взаимном сотрудничестве (с Верховным судом РК, Союзом судей РК, «Федеральный институт медиации» Российской Федерации, Национальной организацией медиаторов Российской Федерации, Национальной палатой здравоохранения РК, НПП «Атамекен», Республиканской коллегией адвокатов, Республиканской нотариальной палатой, Уполномоченным по правам человека РК, университетом «Туран-Астана»).

В рамках их реализации, проведено более 15 000 мероприятий, с охватом более 280 000 населения.

Как стало изщвестно на заседании, несмотря на системную работу, институт медиации в Казахстане развивается хаотично, имеются
следующие основные проблемные вопросы, требующие решения:

- организации медиаторов устанавливают свои правила, нет стандартизации деятельности медиаторов (деление на «профессиональных» и «непрофессиональных», индикаторы качества/эффективности деятельности медиаторов, отсутствие институциональной и специализированной аккредитации программ подготовки медиаторов;

- нет единого (республиканского/национального) реестра медиаторов;

- нет единого органа, регулирующего политику в области медиации (деятельность организации и специалистов медиации).

Во многих странах координатором развития института медиации является Министерство юстиции (Молдова, Кыргызстан, Беларусь, Узбекистан и др.). В Англии медиация контролируется Королевской службой, в США функционирует Федеральная служба медиации.

Согласно данным Министерства юстиции РК на 2019 год, в республике зарегистрировано 126 организаций медиаторов.

Несмотря на значительное число зарегистрированных организаций, только 24 из них имеют необходимые требования для оказания образовательных услуг, то есть. веб сайт на котором размещена образовательная программа, реестр обучивших медиаторов, данные тренеров-медиаторов готовящих профессиональных медиаторов.

У большей части зарегистрированных организаций, кроме крайне ограниченных публикаций в СМИ, доказательств о своей деятельности нет. Это показывает, что они только зарегистрированы. Подобный факт вызывает серьезные сомнения в их реальном существовании и деятельности.

Из вышесказанного следует, для профессиональной и качественной подготовки медиаторов, необходима аттестация профессиональных медиаторов и аккредитация зарегистрированных общественных Центров медиации.

Для качественной координации и регулирования работы медиаторов республики, возникает вопрос о необходимости создания новой организации, либо обратиться в уже имеющиеся и зарекомендовавшие себя в Казахстане Национальные Центры сертификации и аккредитации.

Работа в данном направлении будет продолжена, закключила Н. Микаелян.

Член АНК, член ОЮЛ «Ассоциация развития культуры чеченского, ингушского народов «Вайнах» Казахстана, профессиональный медиатор Юсуп Келигов выступил с докладом на тему «Перспективы развития альтернативных способов разрешения споров и медиации».


В частности, он отметил, что «Здоровая альтернатива судам – залог спокойствия и благополучия! Нестабильное положение чревато разногласиями и спорами на почве невыполнения обязательств. Такие же проблемы сегодня уже возникают и в сфере трудовых при сокращении штата, семейно-бытовых и межличностных отношений.

Сегодня суды зачастую перегружены, у судей не хватает времени для тщательного изучения материалов дела, специфики вопроса и нужны медиаторы. На этом фоне деятельность института медиаторов Ассамблеи народа Казахстана приобретает особую актуальность.

Медиаторы действительно разгружает суды, помогают людям снимать застарелые проблемы, учат гибкости и терпимости друг к другу. Для медиатора также важно быть беспристрастным, объективным и терпеливым.

Тысячи обращений, медиативных соглашений, консультаций по республике – это результат деятельности медиаторов АНК. Но и в нашей сфере есть определенные нерешенные вопросы, о которых необходимо напомнить.

Сегодня назрела настоятельная необходимость заняться анализом обращений и изучением причин, способствующих их возникновению. Необходимо обратить внимание на качество подготовки медиаторов. У нас много центров, выдающих сертификаты, которые не гарантируют хороший уровень знаний и умений, необходимых для этой деятельности.

Пришло время наладить учет медиаторов, возможно, подумать об их специализации. Считаю, что судьи должны специализироваться на определенных отраслях права, тогда сократится и время рассмотрения дел, и повысится их качество. Так должно быть и у медиаторов: кто-то в совершенстве знает специфику семейно-брачных отношений, другой силен в трудовом или предпринимательском праве.

Для обобщения и актуализации этих вопросов необходим координирующий орган. На этот момент обратил внимание в Послании Глава государства, заметив, что ни один государственный орган не занимается развитием института медиации.

Полагаю, решение этого вопроса многое изменит в плане учета медиаторов, их профессиональной подготовки, анализа проблем и их постановки на государственном уровне. Ведь зачастую их возникновение кроется в законодательных недоработках, которые приводят к злоупотреблениям и всякого рода недоразумениям.

Думаю, что все мы заинтересованы в том, чтобы институт, созданный в 2011 году с принятием Закона «О медиации», получил более внятное оформление в виде координирующего государственного органа. И это положительно отразится на результатах нашей работы.

Поэтому, в целях систематизации работы медиаторов, предлагаю рассмотреть возможность создания независимого центра медиации, которая бы координировала работу всех Центров медиации.

В целях повышения роли республиканского Совета медиации при АНК, необходимо проводить расширенные заседания Совета в регионах не реже двух раз в год, с привлечением представителей этносов того или иного региона, для обмена опытом работы, что позволит укрепить общественное согласие, повысить качество и уровень знаний медиаторов.

Считаю, что Ассамблея народа Казахстана с ее Советом медиации должна быть в авангарде решения поставленных Главой государства задач по развитию института медиации», заключил Ю. Келигов.

В свою очередь член Ассамблеи народа Казахстана, председатель общественного объединения «Узбекский этнокультурный центр»член республиканского Совета медиации АНК, тренер-медиатор Шерзод Пулатов выступил на тему «Роль медиации в межэтнических конфликтах».


По его мнению «Межэтнические противоречия и конфликтные ситуации – тонкая материя, зачастую они воспринимаются общественностью крайне эмоционально. Будучи вынесенными на публичное обсуждение, они могут иметь широкий резонанс и оцениваться неоднозначно. Прагматическая сторона внесудебного урегулирования как раз в том, что сводит к минимуму моральные, материальные, временные потери сторон конфликта, сокращаются многочисленные бюрократические проволочки, достигается максимальная конфиденциальность самому процессу и его участникам, поскольку спор рассматривается непублично.

Одним из направлений медиации является этномедиация - медиация в сфере межэтнических отношений.

Немаловажно и то, что процедура медиации направлена на дружественное урегулирование конфликта, вовлеченность всех его сторон в принятие решения, тогда как в суде оно может не устраивать одну из сторон. То есть проигравших и победителей тут нет, так как выход из ситуации является взаимоприемлемым.

Межэтнический конфликт проходит те же стадии развития, что и любой другой вид конфликта, но имеет свои специфические особенности. Он способен проникать во все другие типы конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодействия.

Если субъектами противостояния, независимо от причины возникновения конфликта, являются представители различных этнических групп, то в своем развитии этот конфликт будет приобретать этническую окраску и на определенном этапе этнические различия могут приобрести доминирующее значение.

Большинство особенностей в этнических конфликтах носит социокультурный характер.

Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т. д.

Каждое из этих различий при кризисном состоянии общества может стать поводом или причиной возникновения локального межэтнического конфликта.

Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях.

Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов.

Речь, по сути, идет об управлении межэтническими конфликтами в многоэтническом обществе. Для того, чтобы выработать стратегию управления этническими отношениями, необходимо на всем полиэтническом пространстве найти общие взаимоприемлемые ценности и нормы.

Если межэтнический конфликт не удалось выявить и предотвратить на стадии зарождения, то первостепенной задачей является прекращение насилия (если оно имело место). Далее необходимо перевести конфликтное взаимодействие сторон в форму диалога.

Если диалог между субъектами конфликта по тем или иным причинам невозможен, то возникает необходимость привлечения посредников, то есть медиаторов.

Посредничество является наиболее мягкой формой участия третьей стороны в урегулировании такого конфликта.

В этнических конфликтах, как и во всех остальных, медиация имеет свое место. Можно сказать, что больше именно этнические конфликты, которые в принципе не подлежат судебному урегулированию, показывают, как велика роль этномедиации. Она сводится к поддерживанию межэтнического диалога, к улучшению межкультурной коммуникации, к лучшему пониманию друг друга.

Так как межэтнический конфликт всегда имеет в своей основе нужды и ценности, которые не всегда подлежат рациональной оценке, и при таких случаях медиатор должен стремиться к взаимному приспособлению различных этнических идентичностей, которые на протяжении десятилетий показали, что могут мирно сосуществовать.

В этом большая социальная миссия медиации, которая не сводится только лишь к разрешению данного конфликта, а расширяет демократичные горизонты стран с развивающимися экономиками.

Подводя итоги в рассмотрении вопроса межэтнических конфликтов, на мой взгляд, важно понять, что на самом деле не существует понятия «межэтнический конфликт», так как большинство современных споров и конфликтов на сегодняшний день носят социально-бытовой и экономический характер.

Когда человек попадает в конфликт, зачастую его способность к пониманию себя и окружающих снижается до уровня защитных (или агрессивных) реакций либо отстранения и ухода от проблемы.

Самим участникам конфликта бывает сложно выйти из травмирующего состояния, и в этом им может помочь медиатор, возвращающий людям ответственность за решение конфликта, а также восстанавливающий их способность понять себя и другую сторону.

Оттого, что в конфликте участвуют люди разных этносов, еще не делает его межэтническим. Поругаться, подраться, совершить правонарушение или стать его жертвой может каждый независимо от своей национальной или этнической принадлежности.

Однако, достаточно часто «обычный» конфликт между подростками, молодыми людьми (так часто бывает) разной национальности превращают в межэтнический сами участники, их окружение, различно рода провокаторы, а также СМИ и политики.

Этому может способствовать предыдущий негативный опыт участников конфликта, а также негативные образы, транслируемые СМИ, родителями, педагогами, окружающими и пр.

Таким образом, конфликт обретает межэтнические контексты, которые влияют на участников, в той или иной степени.

Бывают и конфликты в виде столкновений на национальной почве (которые могут перерастать в погромы, войны и пр.), но здесь можно говорить в основном о подростках в школах и о молодежи. И поэтому для медиатора важно, насколько сильно межэтнические контексты влияют на ситуацию, чтобы спланировать свою работу.

Надо понимать, что спор между представителями двух разных культур, носителями двух разных языков – одна из самых сложных условий для медиации. Здесь возможно обнаружиться целый диапазон «классического», экспансивного и эмоционального недопонимания промежду спорщиками. Этот диапазон множится недопониманием речи и особенностей культурных конструкций, используемых оппонентами.

Собственно, поэтому в настоящее время в области этномедиации существует огромная потребность не просто в квалифицированных кадрах специалистов по альтернативному урегулированию споров, а именно в профессиональных этномедиаторах.

Этномедиация рассматривается в формате институционального триадического дискурса, с выделением основных коммуникативных уровней его реализации: международного дипломатического, корпоративного - делового в транснациональном сотрудничестве и официального межличностного в различных сферах межкультурного взаимодействия.

В завершении своего выступления позвольте озвучить свои предложения по улучшению и развитию института разрешения споров в Казахстане:

Первое, в целях повышения профессионализма медиаторов, необходимо начать обучение новым инструментам разрешения конфликтов, в том числе в сфере переговоров и примирительных процедур.

Второе, для предотвращения возможных конфликтов, важно продолжить аналитическо-исследовательскую работу по выявлению конфликтных зон, в том числе в регионах компактно проживающих этносов.

Третье, необходимо выработать действенные алгоритмы пост конфликтного управления, важно проводить работу по реабилитации участков, в которых конфликты были перенесены на межэтническую плоскость.

Четвертое, в колледжах и университетах необходимо разработать магистерские программы, разработать специальные модули по подготовке конфликтологов, медиаторов и переговорщиков, в том числе в сфере этномедиации.

Новые вызовы времени требуют конструктивной трансформации и перезагрузки деятельности не только институтов общественного согласия, но также и примирительных институтов, и еще раз доказывают необходимость создания уполномоченного органа для координации деятельности специалистов по урегулированию споров и конфликтных ситуаций.

Подводя итоги в рассмотрении вопроса межэтнических конфликтов, на мой взгляд, важно понять, что на самом деле не существует понятия в Казахстане «межэтнический конфликт», так как большинство современных споров и конфликтов на сегодняшний день носят социально-бытовой и экономический характер».

Член Всемирной Ассоциации медицинского права WAML, РОО «Национальная лига специалистов здравоохранения»,ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны», директор, тренер-медиатор Айнур Сисенбаева вкратце остановилась о медиации в здарвоохранении.


«Основной вид деятельности Общественного Объединения «Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны» – проведение независимой медицинской экспертизы. Мы работаем с жалобами касательно качества оказанной медицинской помощи врачами или лечебными учреждениями, нарушением этики и деонтологии, экспертизой летальных случаев, материнской смертности. В течении этого года Ассоциацией было проведено 300 экспертиз в составе ДККБТУ. в составе судебно медицинской экспертизы - 90 экспертиз (в 2018 году -76, в 2019-88)

В период пандемии увеличилось количество жалоб от населения по фактам летальных случаев, где министром здравоохранения выявлялись причины, а эксперты давали оценку причины смерти – от пневмонии, вызванной коронавирусом, либо от осложнений сопутствующих заболеваний. Поступали и обращения от физических лиц, которые хотели знать о предотвратимости смерти в случае своевременно начатого лечения. Особые случаи - это смерти беременных женщин от пневмонии, на конец июля это было 40 женщин, на сегодня по городу Нур-Султан - 4 беременные, Актау 7 женщин.

Проблематика медицинских дел попадает в плоскость неоднозначных трактований понятий и отсутствия единства понимания терминологии. Например, эксперт в резюме выдает дефекты оказания медицинской помощи, но наличие этих дефектов не является основополагающим фактором наступившей смерти или инвалидизации. Решающий вердикт выносит судья, которому сложно, не имея специальных знаний вынести честное и правильное решение.

Сегодня, учитывая мировой опыт - медиация является способом разрешения споров посредством диалога, проводимого при профессиональном содействии независимого помощника — медиатора, который в рамках процедуры медиации создаёт условия, позволяющие сторонам без участия административных органов или суда не только найти оптимальные решения по компенсации ущерба, но и разрешить спор, обсудив и прояснив наиболее значимые для сторон вопросы в условиях конфиденциальности и взаимного уважения. Надо отметить, что данный механизм позволяет не только разрешить уже существующий, структурированный конфликт, но и предотвратить перерастание жалоб и разногласий в конфликт, предотвратить его развитие и эскалацию.

К большому сожалению, статистика подтверждает, что Здравоохранение является одной из наиболее конфликтных, проблемных сфер жизнедеятельности.

Рост обращения в суд увеличивается от года в год, число уголовных дел растет. Карательная система не приводит к довольству пациента наказанием врача. Нужно восстановить баланс интереса между желанием пациента и возможностью медицинского работника. Пациент должен остаться удовлетворенным тем, каким образом разрешилась ситуация. Если спросить пациента (пострадавшего) отвечает ли его интересам наказание врача посадить в тюрьму или другое наказание, конечно это не будет отвечать его интересам. Зачастую права и интерес потерпевших, явно не выражается в жестком наказании врача. Поэтому медиация должна выступить как наиболее современный и действенный способ урегулирования вопроса для всех сторон конфликта в сфере здравоохранения.

Для этого необходимо обучать свой персонал различным тренингам по коммуникативным навыкам, студентам медицинских вузов ввести занятия по этике и деонтологии.

На сегодня в каждой медицинской организации введена должность заместителя главного врача по качеству оказания услуг, введены телефоны доверия, которые должны решать любые проблемы здесь и сейчас, чтобы пациент смог получить ответы на все свои вопросы. В ряде крупных организаций руководители получают сертификат ДжиСиАй, один из принципов которого является пациенто-ориентированность.

Всего этого недостаточно для предотвращения жалоб, и медиация в сфере здравоохранения является требованием времени, который сейчас очень необходим!

Кандидат юридических наук, заведующая кабинетом медиации КГУ «Қоғамдық келісім» Северо-Казахстанской области, член республиканского Совета медиации АНК Гулбахша Мусабаева рассказала о медиции в системе образования и науки.


«После прохождения летней школы по медиации в 2012 году в Болгарии в составе делегации АНК у меня стал развиваться интерес в изучении данной проблемы, и первая диссертация магистранта под моим руководством была защищена в 2013-14 годах. А когда в 2016 года в СКО АНК был открыт кабинет медиации, я согласилась руководить им, и начались первые сессии по процедуре медиации. Поэтому с самого начала стала складываться связь теории с практикой.

Приглашение и участие студентов и магистрантов на мероприятия ассамблеи всегда вызывало у них высокий интерес, поэтому я решила продолжить процесс формирования научных знаний на базе данного кабинета и университета на материалах региональных, республиканских и международных мероприятий

Продвижение медиации в системе образования вызвало необходимость разработки отдельного учебного курса «Основы медиации». Он был одобрен на заседании Ученого Совета университета и в настоящее время преподается на бакалавриате и магистратуре на двух языках.

Всего с 2016 года опубликовано более около 30 научных статей по проблеме медиации. А также в моей монографии "Конституционно-правовые основы Ассамблеи народа Казахстана", изданной в 2018 году есть целая глава о развитии медиации в Казахстане.

В настоящее время на базе кафедры "Правовые дисциплины" СКУ им. М. Козыбаева мною создана научная школа по исследованию проблем медиации. Ежегодно студенты и магистранты выступают на площадках научных конференций и на круглых столах разного уровня.

Также постоянно идет работа по публикации статей в СМИ - это статьи о медиации в газетах Северный Казахстан и Солтүстік Қазақстан и на двух телеканалах МТРК и Qyzyljar.

С момента открытия кабинета медиации КГУ "Қоғамдық келісім"СКО с марта 2016 года около 10 магистрантов Северо-Казахстанского университета прошли исслеовательскую практику. Например, в 2019-2020 учебном году два магистранта СКГУ им.М.Козыбаева Пронина Виктория и Баянова Нуржамал прошли исследовательскую практику на базе кабинета медиации КГУ "Қоғамдық келісім" СКО с января по апрель 2020 года. Данные магистранты собрали хороший материал и защитили магистерские диссертации под руководством зав.кабинетом, кандидата юридических наук Мусабаевой Г.Н.

Таким образом, роль института медиации на сегодняшний день очень велика, так как способствует укреплению единства и согласия в обществе. Поэтому необходимо популяризировать данный вид деятельности, который в значительной степени облегчает работу судов, а также экономит время и материальные средства наших граждан.

Я считаю, что медиация необходима в образовании для профилактики и урегулирования конфликтов в этой сфере для подготовки будущих кадров в качестве переговорщиков. Преподавание учебного курса и сдача экзамена повышает интерес студентов и магистрантов в применении полученных знаний и навыков в жизни и в будущей профессиональной деятельности.

Пришло время для того, чтобы усилить закон и повысить статус медиатора в обществе.

Между тем, директор ЧУ «Институт разрешения конфликтов и медиации», тренер-медиатор Александр Пак рассказал о современных возможностях медиации в разрешении семейно-бытовых споров (конфликтов).


«Зачинщиками семейно-брачных споров (конфликтов) являются обе стороны (супруги, дети, иные члены семьи, родственники). Именно поэтому ответственность и обязательства между ними должны делиться поровну. В ряде случаев люди, способные подняться над своим эгоизмом, осознав этот факт, начинают самостоятельно работать над возникшим спором (конфликтом). И мы видим, что в ряде случаев им удается самостоятельно достичь положительных результатов, без помощи юристов, психологов, медиаторов.

Остается лишь вопрос: «Какова вероятность наступления рецидивных проявлений?» Поэтому во избежание этого наилучшим вариантом (а в ряде случаев даже гарантом) является медиация, искуссно проведенная тем или иным профессионалом в этой области споров (конфликтов).

В условиях переломного, 2020года, в ряде регионов Казахстана применение медиации по семейно-брачным спорам (конфликтам) вошло в активную фазу и используется не только в рамках внутри начатого судебного разбирательства, исполнительного производства, но и как внесудебная процедура урегулирования.

По данным проведенного в 2020г. исследователями ЧУ «Институт разрешения конфликтов и медиации» соцопроса, обращению сторон к процедуре медиации для разрешения семейно-брачных споров в странах СНГ во многом способствует не только общая неудовлетворенность судебной и правоохранительной системами, но и в силу набирающих рост общемировых тенденций технологий медиаций.

Мы убеждены и практика говорит сама за себя, что в большинстве случаев именно медиативное соглашение становится единственно возможным способом приведения сторон к взаимовыгодному варианту разрешения их спора (конфликта). В особенности, когда стороны семейно-брачных споров не желают придавать огласке свои жизненные проблемы, а также когда есть ряд юридических сложностей в их разрешении в судебном порядке.

Напомним, что в рамках действующего законодательства медиация применима к следующим группам семейно-брачных споров: о разделе совместно нажитого в браке имущества, об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей, об определении места жительства ребенка, соглашение о порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя, о порядке общения ребенка с иными родственниками.

Безусловно, в процентном отношении, основными клиентами семейно-брачных споров являются супруги или бывшие супруги, имеющие определенные притязания друг к другу. Чаще всего, это споры о разделе совместно нажитого в браке имущества.

Исходя из практической деятельности нами выделено несколько факторов «привлекательности» разрешения споров (конфликтов) при помощи медиации, а не суда:

1. финансовые (судебные тяжбы сопровождаются большими издержками);

2. ясность конечного результата (при медиации стороны обоюдно идут на компромисс и сами вырабатывают общее решение; при обращении в суд результат может отличаться от потребностей обеих сторон);

3. временные рамки (при медиации временные затраты минимальны и можно уложиться от 1 до максимума 4 недель, чего не скажешь про судебные тяжбы, так на первую, апелляционную и кассационную инстанцию уходит не менее 6 месяцев),

4. сохранение здоровых либо нейтральных отношений между бывшими супругами (при судебных тяжбах нейтральные отношения сохранить весьма сложно, как правило, пост семейные отношения только усугубляются).

Однако!

Есть один главный вопрос: «Как донести до сторон спора (конфликта) все вышеперечисленные плюсы?» «Как расширить информационное поле о медиации в нашей стране?»

Несомненно, что медиативная деятельность – это одна из услуг, которую заказывают потребители (стороны). Проведенный анализ источников получения информации о процедуре медиации, конкретном медиаторе и т.п., позволяется судить о том, что стороны конфликта прибегают к их поиску посредством социальных сетей (Инстаграм, 2ГИС, поисковые системы Гугл, Яндекс). Также отличное работает так называемое «сарафанное радио».

Однако, мы констатируем факт, что не все медиаторы (даже активные) ведут пропаганду своей деятельности. Некоторые и вовсе не имеют аккаунтов (страничек) в социальных сетях.

Да, для некоторых работать со смарт-технологиями это слишком сложная задача. Однако социальные сети это требование времени, это неотъемлемая часть нашей повседневной, так резко изменившейся в период пандемии, жизни. Думаем, не случайно в одной из редакций проекта ЗРК «О медиации» содержалось предложение о вменении в обязанность медиаторов вести информационную работу о том, что такое медиатия.

Таким образом, для расширения медиативных компетенций и, в частности, в сфере семейно-бытовых конфликтов предлагается:

Судебной системе:

Для дальнейшего эффективного развития института медиации ювенальным судам необходимо увеличить количество направлений сторон споров в организации медиаторов, с которыми заключены меморандумы о сотрудничестве. Как показала практика, за последнее десятилетие в европейских странах уровень доверия к медиаторам многократно возрос именно благодаря направлению сторон конфликта судами к медиаторам. Таким образом, в странах Европы большинство споров и конфликтов разрешаются вне суда.

Исполнительной ветви власти:

В целях профилактики и вывода из кризиса института семьи, а также по иным общественно-значимым социальным вопросам необходимо, перенимая опыт США, увеличить количество, бюджет и продолжительность действия антикризисных программ, грантов, выделяемых неправительственным организациям, а также региональных государственных социальных заказов, направленных на снижение уровня конфликтности, развития медиации в стране.

Сообществу медиаторов:

Организациям медиаторов необходима консолидация в ассоциации (союзы), в т.ч. в международные.

Также актуален вопрос о постоянном повышении профессионального уровня каждого медиатора посредством прохождения им курсов повышения квалификации, в т.ч. посредством онлайн-ресурсов.

В этой связи, организациям медиаторов следует заключать меморандумы о сотрудничестве с успешно функционирующими центрами медиации (в особенности, из США и стран Европы) и предлагать медиаторам, состоящим в реестрах этих организаций, проходить курсы повышения квалификации у опытных тренеров медиации.

Результаты практической деятельности организаций медиаторов целесообразно закреплять в методических рекомендациях по применению медиативных техник и приемов в урегулировании определенных споров и конфликтов, а также проводить анализ динамики развития и применения медиации.

Также приоритетно медиаторскому сообществу начать активное транслирование своей деятельности в сети Интернет, где одним из слоганов должна стать альтернатива разрешения всех видов споров, в т.ч. семейно-брачных, посредством удаленных сервисов в сети Интернет.

Таким образом, сфера медиации в странах СНГ нуждается в конструктивном диалоге с государственными структурами, в особенности с теми, которым отведены роль и полномочия уполноченного органа в сфере АРС, коим в нашей стране является Ассамблея народа Казахстана.

Трезво оценивая сложившуюся ситуацию в нашей стране и во всем мире, считаем, что для этого есть все предпосылки, а также все возможности.

Между тем, координатор медиаторов-волонтеров АНК, Президент Общественного объединения «Международная Академия медиации и переговоров QORǴAU», тренер- медиатор. Магистр права Асель Сайлаубай остановилась на работе медиаторов-волонтеров АНК.


«Медиаторы-волонтеры - это новый инструмент не только для урегулирования, но и предупреждения таких споров как: коммерческий, корпоративный, семейный, трудовой, в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ, и в самом широком смысле оказать содействие общественному согласию (частью, которой является интеграция медиации в институты, призванные решать вопросы межнационального, межэтнического, межконфессионального взаимодействия).

На период ЧС и период карантина работа медиаторов-волонтеров проводиться в режиме онлайн - вебинары, обучающие семинары-тренинги, консультации, онлайн интервью и беседы в INSTAGRAM, ZOOM, FACEBOOK, WHATSAPP, TELEGRAM, SKYPE.

Более 5 тысяч медиаторов со всех регионов Казахстана прошли краткосрочные обучающие тренинги.

Медиаторы-волонтеры проводят консультации в онлайн формате, ежедневно поступает от 2 до 8 обращений, в целом – более 1000 обращений по городу Нур-Султан, более 6000 тысяч обращений в регионах.

Проводятся мотивационные онлайн встречи, онлайн интервью в целях пропаганды без конфликтной среды со студентами, школьниками, родителями, педагогами, с начала года охват составил более 4000 человек.

Обучающий тренинг: Медиация в инклюзивном образовании. Более 150 слушателей получили сертификат о прохождении курса.

На сегодняшний день количественно больше обращений к медиаторам по спорам, связанным с семейными отношениями: разводы, родительские обязанности, раздел семейного имущества. Один раз в неделю проводятся онлайн- консультации, в среднем поступает от 2 до 5 обращений.

Рубрика – «Дневник медиатора». Рубрика – «Секреты медиатора». В рубрике дается информация о деятельности медиатора, формат теоретически и практических занятий. Обучающие ролики, ролики информационного характера. БОЛЕЕ 2000 ПРОСМОТРОВ

Видео флешмоб – «Мы вместе», Онлайн рубрика в INSTAGRAM – «Душевный разговор», охват аудитории в INSTAGRAM, ZOOM, FACEBOOK – более 10 000 человек

Цель рубрики - проводить онлайн встречи с представителями различных государственных и частных учреждений, для информирования населения по вопросам: юридической направленности, правовой грамотности, социальной помощи и др.

Сотрудничество с тренерами

Совместно с бизнес тренером, психологом, социологом -Психологическая поддержка и консультации онлайн приемная психолога. (психологическая поддержка жертв бытового насилия, родителей с особенными потребностями, семинары на общественных медиаторов -Психологическое Айкидо)

Запущен совместный проект с Институтом семьи «Даналык» -онлайн рубрика – «Как сохранить семейные отношения на грани развода»

Совместно с директоров школы –гимназии №26 Жангазаковой К.Е. и завучем по воспитательной работе Курмановой А.М., директоров Образовательного центра «GLOBOL САПА» Шингунжиновой Т.С. проводиться работа с родителями учеников школ города. В связи с переходом на дистанционное обучение увеличилось количество обращений в связи с конфликтами и спорами между родителями и педагогами. Из-за нежелания родителей находиться на дистанционном обучении, непонимании требовании к дистанционному обучению, обвинению руководства школ и педагогов в «безделье» и др.- родители – более 500.

Работа с судьями и юристами

Еженедельная консультативно-информационная встреча с судьями города Нур-Султан и юристами.

Запущен проект «Интеллектуальный клуб юристов и медиаторов»

Для школьников и студентов образовательных учреждений. Снижение конфликтности среди подростков, родителей, педагогов. Совместно с судами, Управлением образования, Центром модернизации образования, Акимат города Нур-Султан охват – учащиеся 25 школ, 3 колледжа, 1 университет.

В качестве консультантов участвуем в проекте по оказанию консультативной помощи по разрешению конфликтов или спорных ситуации вне суда: «Онлайн приемная «BIRGEMIZ» (еженедельно) медиаторы с 8 регионов.

25- 26 ноября проводиться Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в целях повышения правовой грамотности школьников и студентов. Совестно судами, Управление образования города Нур-Султан охват 25 образовательных учредлений.

Запущен проект совместный проект с внутренней политикой акимата Павлодарской областью, Управления образования города Нур-Султан, Центром модернизации образования «Школа/колледж/университет – территория без конфликта» охват 50 школ, 3 колледжа, 1 ВУЗ.

Совестно с Институтом семьи «Жануя» ведется работа с семейными парами, семейная медиация» 85 консултаций

Работа с Общественной приемной «НурОтан» по проекту «Бахыт отбасы». Конфликты, суициды, АСП и др более 150.

Готовиться выпуск книги «Золотая история волонтера» - куда будут включены волонтеры по направлениям.

Кроме того, медиаторы-волонтеры ведут информационно-разъяснительные работы среди населения о преимуществах института медиации.

Медиаторы – волонтеры со временем займут достойное применение в системе защиты прав во многих сферах, особенно там, где возможно достаточно быстро и с качественно устойчивым результатом разрешить разногласия.

Медиация представляет значимость не только для отдельных индивидов, но и является залогом социальной стабильности доверия граждан к институтам гражданского общества».

Возврат к списку